воскресенье, 20 мая 2012 г.

Афоризмы о власти

Правительство все-таки единственный европеец в России.


Управлять одним человеком иной раз труднее, чем целым народом.


Я не порицаю своих министров за то, что они чересчур много говорят, при условии, что они делают то, что я говорю.


Русских надо избирать, а нерусских - назначать.


...Все, чего достигают дрессировкой, нажимом, насилием, непрочно, неверно и ненадежно.


Любая женщина, понимающая проблемы, которые возникают при управлении домом, может понять проблемы, которые возникают при управлении страной.


Наша страна со всеми ее институтами принадлежит народу, населяющему ее. Если народу надоест существующее правительство, он может воспользоваться своим конституционным правом и изменить его политику, или использовать свое революционное право, чтобы заменить часть министров, или даже полностью свергнуть правительство.


Если вы хотите совсем уж стать исламским радикалом и пойти на то, чтобы сделать себе обрезание, то я вас приглашаю в Москву. У нас многоконфессиональная страна, у нас есть специалисты и по этому «вопросу», и я рекомендую сделать эту операцию таким образом, чтобы у вас уже больше ничего не выросло.


Вы хотите, чтобы я ел землю из горшка с цветами и клялся на крови, чтобы вы мне поверили?!


В ответ на предложение, чтобы российские военнослужащие сейчас приняли участие в операции в Ираке, так и хочется сказать: «Нашли дураков».


Нет более жестокого несчастья в судьбе человеческой, чем когда властители земли - не первые среди подданных своих. И все тогда становится лживым, превратным, ужасающим.


Я царь - я раб, я червь - я Бог.


Министр не должен жаловаться на газеты и даже читать их. Он должен их писать.


Женщина - самое могущественное в мире существо, и от нее зависит направлять мужчину туда, куда его хочет повести Господь Бог.


Власть одного человека над другим губит прежде всего властвующего.


Каждый отец семейства должен быть хозяином у себя дома, а не в доме соседа.


Говорят, что лучшее правило политики - не слишком управлять. Это правило столь же верно и в воспитании.


Люди от природы настолько склонны подчиняться, что им мало законов, управляющих ими в их слабости, им недостаточно повелителей, данных судьбой, - им подавай еще и моду, которая предписывает человеку даже фасон башмаков.


Я знаю силу слов, я знаю слов набат.


Забота о человеческой жизни и счастье, а не об их разрушении - это первая и единственная законная задача хорошего правительства.


Власть над собой - самая высшая власть, порабощенность своими страстями - самое страшное рабство.


Есть разные мертвые, одни из глубины пережитых тысячелетий и теперь властно определяют направление нашего современного лучшего.


У кого много пороков, у того много и повелителей.


Мужчина, допускающий, чтобы им помыкала женщина, - не мужчина и не женщина, а просто ничто.


Не мучь безмерно душу каждый час
Исканьем в мире власти и богатств.


Любовь для праздного человека - занятие, для воина - развлечение, для государя - подводный камень.


Религия - это главная узда для масс, великое запугивание простаков, это какие-то колоссальных размеров ширмы, которые препятствуют народу ясно видеть, что творится на земле, заставляя поднимать взоры к небесам.


Самый нелепый из всех деспотизмов, самый унизительный для человеческой природы, самый несообразительный и самый зловредный - это деспотизм священников.


...Лучшее должно господствовать, и лучшее хочет господствовать! А где учение гласит иначе, там лучших хватает.


Выиграл сражение не тот, кто дал хороший совет, а тот, кто взял на себя ответственность за его выполнение и приказал выполнить.


Всякий, стоящий у государственной власти, обязан избегать войны точно так же, как капитан корабля избегает кораблекрушения.


Для управления печатью нужны хлыст и шпоры.


Чтобы охотиться на зайцев, нужно множество псов, чтобы побеждать врагов - множество воинов; кто же, имея разум, будет без причины казнить своих подданных!


Разве подобает царю, если его бьют по щеке, подставлять другую? Как же царь сможет управлять царством, если допустит над собой бесчестье?


Власть центрального учреждения должна основываться на нравственном и умственном авторитете.


Не подобает мужам благородным браниться, как простолюдинам.


Как может цвести дерево, если у него высохли корни? Так и здесь: пока в царстве не будет должного порядка, откуда возьмется военная храбрость? Если предводитель не укрепляет постоянно войско, то скорее он будет побежденным, чем победителем. Ты же, все это презрев, одну храбрость хвалишь; а на чем храбрость основывается - это для тебя не важно.


Штыками можно сделать все что угодно; только нельзя на них сидеть.


Гоняйтесь за дикими зверями сколько угодно: эта забава не для меня. Я должен вне государства гоняться за отважным неприятелем, а в государстве моем укрощать диких и упорных подданных.


В жизни есть закон могучий: кто пастух - кто господин!


Если принять в рассуждение все добродетели, которых требуют от слуги, то много ли найдется господ, способных быть слугами?


Единственный царь и владыка сцены - талантивый артист.


Как только религия приобретает господство, ее противниками становятся все те, кто были ее первыми последователями.


Когда государь повинуется закону, тогда не дерзнет никто противиться оному.


Я почитаю заслугами своими Отечеству доставших себе знатность и уважаю их потомков, каковы, например, Репнины и им подобные; но тот, однако же, из потомков знатных родов заслуживает презрение мое, которого поведение не соответствует предкам их; и дурак сноснее в моих глазах из низкого роду, нежели из знатного.


Одним из основных определений чести является то, что никто не должен своими поступками давать кому бы то ни было преимущества над собой.


Если человек рожден с высокой и мужественной душой, если он работящ, горд, честолюбив, чужд низкопоклонства, а ум его глубок и скрытен, я могу смело сказать, что у него есть все необходимое, чтобы его не замечали вельможи: они больше, чем остальные, боятся тех, кем не могут помыкать.


Кто не смог объединить в сердце доблесть, ум и верность,
Те - наложницы царей, а не истинные слуги!


Не предаст слуга господина,
Если тот обладает властью,
И в несчастье властелина не бросит,
Если верит в его возвышенье.
Но когда уже умер властитель,
Кто продолжит бескорыстную службу
В благодарность за минувшую милость?


Провалилась попытка превратить Ельцина в Клинтона, а Зюганова - в Монику Левински.


Народ белорусский рискнул и избрал меня Президентом. Это бывает чрезвычайно редко в истории и больше, возможно, не будет.


В словах «бог» и «религия» вижу тьму, мрак, цепи и кнут.


У меня чистые руки, но они будут в крови, если я стану президентом.


Он (ведущий) ее постоянно перебивал, как только ему не понравилось, что она говорит, он начал ее перебивать, кашлять, хрипеть, скрипеть. Ему осталось только в штаны наложить, но сделать это так выразительно, чтобы они замолчали… Ну разве это честная, объективная подача информации? Разве это информирование населения своей собственной страны? Нет, это дезинформация.


Боярам в Думе говорить по ненаписанному, дабы дурь каждого видна была.


Парламент имеет не больше права запускать руку в мой карман, чем я в его.


Я хотел бы спросить уважаемого представителя Соединенных Штатов: а оружие массового поражения нашли в Ираке или все еще ищете?.. А не раздаются ли из Вашингтона угрозы в отношении другого члена ООН применить против него силу и даже стереть его с лица земли?


Чтобы вести войну, нужны три вещи: деньги, деньги и еще раз деньги.


Демократия - это не базар.


Нет такой таблетки от коррупции: раз проглотил - и вы здоровы.


Я буду легитимным еще долго. Я еще не все сделал, из-за этого власть потеряю не скоро.


В детстве я рос среди животных и растений.


Первые лица государства не имеют права пускать сопли и слюни.


Я не скажу, что существует два непримиримых врага, с одной стороны - государство, а с другой - олигархи. Я думаю скорее, что государство держит в руках дубинку, которой бьет всего один раз. Но по голове.


Ради сохранения спокойствия в стране я готов пожертвовать собственным разумом!


Я на этой земле родился, я здесь и умру. Чего бы мне это ни стоило.


Я бывал не только на Сардинии, но и не первый раз на таких предприятиях, где не очень хорошо пахнет. Таких предприятий у нас в стране немало, и именно здесь и нужно чаще бывать.


Я свое государство за цивилизованным миром не поведу.


Прокладывать себе дорогу силой.


Когда я среди дзюдоистов, то я чувствую себя не как среди близких друзей, а как среди близких родственников.


Если ты раб, то не можешь быть другом. Если тиран, - не можешь иметь друзей.


Над обществом имеют прочную власть только идеи, а не слова.


Россией управлять не сложно, но совершенно бесполезно.


Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собою начнет отменяться снизу.


Президент Клинтон - очень удобный и приятный партнер. Папа Иоанн Павел Второй - человек очень интеллигентный.


…Верхней палатой руководит Миронов. Ведь половина - уголовники. Четырех они уже сдали в тюрьму. Просто неудобно полпалаты сдавать… Пока, для видимости, они сдали четырех, потом просто распустят и наберут новых, уже почище…


Как повезло властям, что люди никогда не думают.


У нас все политические лидеры уходили из жизни в основном через смерть.


Люблю измену, но не изменников.


Мне Саддам Хусейн ни одного динара не дал. Если бы дал, я бы взял.


Государство - это я.


Я пришёл в этот мир не для того, чтобы сделать людей лучше, а для того, чтобы использовать их слабости.


Демократия - наихудшая форма правления, если не считать всех остальных.


Равенство не рождает войну.
Aequalitas haud parit bellum.


Бог выдуман - и плохо выдуман! - для того, чтоб укрепить власть человека над людьми, нужен он только человеку-хозяину, а рабочему народу он - явный враг.


Да, ни в богатстве, ни во власти
Нет без морали людям счастья.


В каждой стране искусство формировать людей так тесно связано с формой правления, что какое-либо значительное изменение в общественном воспитании вряд ли возможно без изменений в самом государственном строе.


Если закона нет, то примером своим подвластным служи - и неизбывную память оставишь о своем правлении.


Там обо мне будут верно судить, где научное исследование не есть безумие, где не в жадном захвате - честь, не в обжорстве - роскошь, не в богатстве - величие, не в диковинке - истина, не в злобе - благоразумие, не в предательстве - любезность, не в обмане - осторожность, не в притворстве - умение жить, не в тирании - справедливость, не в насилии - суд.


Из всех страстей человеческих, после самолюбия, самая сильная, самая свирепая - властолюбие.


Чтобы царство свое сохранять в добродетели, что делать другим запрещаешь, сам никогда не делай: страшно подданным узнавать о злодеяниях власти.


Три вещи мир бросают в дрожь
(Четвертой не переживешь):
Вдруг ставший барином холоп,
Обжора, пьяный остолоп,
И тот, кто плоть и дух свой слабый
Связал со злобной, грубой бабой.


Требовать, чтобы люди отказывались от собственных суждений и подчинялись суждениям других, и назначать лиц, совершенно невежественных в науке или искусстве, судьями над людьми учеными - это такие новшества, которые способны довести до гибели и разрушить государство.


В чести и силе та держава,
Где правит здравый ум и право,
А где дурак стоит у власти,
Там людям горе и несчастье.


Искусство жаждет самовластья
И души черпает до дна.
Едва душа вздохнет о счастье -
Она уже отрешена.


Расспрашивать о помыслах и секретах царей не приличествует умным людям.


Религия без власти погибнет, а власть без религии перестанет действовать.


Нельзя вблизи сидящих на престоле
Стоять певцу.


Самодержавие народа - самое страшное самодержавие, ибо в нем зависит человек от непросветленного количества, от темных инстинктов масс. Воля одного, воля немногих не может так далеко простирать свои притязания, как воля всех.


Революция - конец старой жизни, а не начало новой жизни, расплата за долгий путь. В революции искупаются грехи прошлого. Революция всегда говорит о том, что власть имеющие не исполнили своего назначения.


Вообще говоря, власть не портит людей, зато дураки, когда они у власти, портят власть.


Свободе - привет и почет.
Пускай бережет ее разум.
А все тирании пусть дьявол возьмет
Со всеми тиранами разом!


В любви есть деспотизм и рабство. И наиболее деспотична любовь женская, требующая себе всего!


Властолюбие: но кто сказал, что нездорова такая страсть, когда высокое стремится к власти над низшими! Поистине, нет ничего болезненного в таком желании, в таком нисхождении!


Трудное дело - управлять людьми, вдвойне - безумцами и глупцами; дабы с с теми справиться, у кого нет головы, надобно иметь две головы.


Особенно ценно искусство скрывать свой недостаток, превращая его в достоинство. Так, Цезарь скрывал свою плешь лавровым венком.


Мудрец не должен останавливаться в городе, в котором нет пяти вещей: во-первых, справедливого государя и строгого и властного правителя; во-вторых, проточных вод и тучных земель; в-третьих, ученых, обладающих практическими знаниями и наделенных умеренностью; в-четвертых, искусных и сострадательных лекарей; в-пятых, щедрых благотворителей.


Язык, которым Российская держава великой части света повелевает, по ея могуществу имеет природное изобилие, красоту и силу, чем ни единому европейскому языку не уступает. И для того нет сумнения, чтобы российское слово не могло приведено быть в такое совершенство, каковому в других удивляемся.


Делать хорошее и слышать дурное - удел царей.


Всякий существующий порядок приходится непрерывно наводить.


Если женщина рядом спит и тебе до неё нет дела - то видно власть тебя совсем уела.


Власти хорошей не бывает: выбор приходится всегда делать между плохой или ещё более плохой.